Главная > opinion > Моделирование социальных сетей

Моделирование социальных сетей

Губанов Д.А., Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г. «Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства», 2010 — 228 стр. (скачать в PDF-формате, зеркало).

В последнее время социальные сети все чаще и чаще становятся ареной информационных противоборств. В рецензируемой книге предпринята попытка систематизировать математические модели касающиеся информационного влияния, управления и противоборства в социальных сетях, а также представлен программный комплек для проведения имитационного моделирования интересующих исследователя жизненных сценариев. Работа рассчитана в основном на студентов вузов, аспирантов и специалистов по информационным технологиям и моделированию социальных систем и процессов.

Введение содержит краткий анализ использования оптимизационных (включая имитационные) теоретико-игровых моделей для описания взаимодействия пользователей (агентов) в социальной сети (графовая структура данных). Завершается глава сводной таблицей, в которой столбцы соответствуют описываемым моделям («Модели с порогами», «Модели независимых каскадов», «Модели просачивания и задерживания» и пр.), а строки — свойствам, присущим социальным сетям («наличие собственного мнения у агента», «существование косвенного влияния», «возможность стихийного образования групп по интересам» и пр.).

Во второй главе рассматриваются стохастические (термодинамические) модели больших социальных сетей, построенные исходя из базовых принципов поведения агента в социальной сети. Эти принципы выражаются во влиянии на поведение агента трех факторов: индивидуального, социального и управленческого. Стохастический подход к описанию поведения социальных сетей основан на следующей идее: такие понятия, как «зависимость поведения», «цена автономности», «цена взаимовлияния», «потенциальная ценность социальной сети» имеют прямые аналогии в статистической физике и теории информации, что позволяет использовать математические модели, разработанные в в этих областях науки.

Третья глава книги является ключевой и содержит оригинальные результаты авторов и их коллег по построению и исследованию теоретических моделей информационного влияния, управления и противоборства в социальных сетях. Динамика влияния описывается марковским процессом, а мнения рассчитываются при помощи графа влияний. Вводятся понятия сообществ, групп и спутников. С помощью результирующей структуры влияний доказывается, что мнения спутников определяются мнением групп, а в группах мнения становятся одинаковыми в рамках каждой группы.

На основе модели информационного влияния ставится и решается задача информационного управления – воздействия на пользователей социальной сети с целью формирования требуемых их итоговых мнений. Рассматриваются случаи оказания воздействий как на мнения, так и на доверие, а также на репутацию выбранных пользователей социальной сети. В качестве примера одного из полученных теоретических результатов можно привести следующий: для достижения требуемых мнений в сети по интересующему вопросу перед «вбросом» соответствующей информации в сеть следует повысить свою репутацию, высказывая «популярное» мнение по остальным вопросам.

Далее формулируется и решается задача информационного противоборства – взаимодействия нескольких управляющих субъектов (центров), осуществляющих информационные воздействия на агентов в сети.  В общем случае интересы центров не совпадают, поэтому между ними может возникнуть информационная война. Однако, как оказывается, при соблюдении условия согласования интересов (оно приводится в книге) центрам выгоднее действовать совместно. В перспективе можно рассматривать задачу раздела сфер влияния, т.е. определения того, какие агенты будут контролироваться тем или иным центром.

В качестве одного из случаев информационного противоборства рассматривается информационная эпидемия в социальной сети (т.е. распространение мнений в сети от одного активного агента к другому пассивному агенту) и защита от нее. Проводится формализация задачи противоборства путем сведения к биматричной игре. Отметим, что данная модель информационной эпидемии может, по-видимому, использоваться также для анализа распространения вирусов в компьютерных сетях.

В четвертой, завершающей главе приведено описание программного комплекса для проведения имитационного моделирования социальных сетей, который обеспечивает:

  1. представление структуры социальной сети;
  2. воспроизведение моделируемых процессов для их анализа, интерпретации и оценки;
  3. возможность использования описанных в третьей главе математических моделей.

Для представления социальной сети и задания на ней семантических отношений (Агент, Доверие, Социальная сеть) были разработаны онтологии базовой структуры социальной сети и социально-сетевых сервисов в нотации OWL. В качестве декларативного языка запросов для анализа графовой структуры социальной сети был задействован язык SPARQL. Ключевые элементы этого языка: поддержка работы с путями в графе, поиск с использованием групповых символов, функции агрегирования (сумма, среднее, минимум, максимум), функции агрегирования множеств (объединение, пересечение, дополнение), поддержка пользовательских функций. Для работы с онтологиями использовалась библиотека с открытыми исходными текстами Jena, а первичные же данные для проведения имитационного моделирования были взяты через Google Social Graph API и преобразованы из JSON в RDF.

Для удобства интерпретации получаемых результатов была разработана интерактивная подсистема визуализации данных. За практическими результатами проведения имитационных испытаний отсылаю читателей к самой книге, скажу только, что они достаточно релевантно отображают то, с чем мы сами ежедневно сталкиваемся в социальных сетях =)

Ps Обсуждение книги на Хабрахабре.

Реклама
Рубрики:opinion Метки: , , ,
  1. Екатерина
    Июнь 23, 2010 в 5:44 дп

    Ссылка на скачивание книги не работает….(((

  2. Июнь 23, 2010 в 5:57 дп

    Екатерина, спасибо за отклик, в течении ближайших трех дней перезальем на зеркало, а вам я пришлю копию по электронной почте.

  3. Июль 12, 2010 в 10:51 дп

    Ссылка на скачивание не работает. Как почините скиньте и мне копию.

    • Июль 12, 2010 в 10:57 дп

      Заработало с черепашьей скоростью. Хабраэффект?

  4. Артём
    Июль 12, 2010 в 11:01 дп

    А ссылка по прежнему не работает(((

  5. paranoid
    Июль 12, 2010 в 11:04 дп

    и правда не качается.
    можно мне тоже на мыло?

  6. Алексей Писарев
    Июль 12, 2010 в 11:05 дп

    Привет!, а можно мне тоже экземпляр? Заранее признателен.

  7. TIESTO
    Июль 12, 2010 в 11:34 дп

    Это все Хабраэффект =))

  8. Июль 12, 2010 в 3:56 пп

    Сделал обещанное зеркало, теперь никаких Хабраэффектов =)

  9. tygernach
    Июль 27, 2010 в 12:39 пп

    Спасибо за книгу! Честно говоря, еще не читал, только пролистал, но думаю, как веб-разработчику, имеющему дело и с соц. сетями, пригодится.

  10. Октябрь 20, 2010 в 9:59 пп

    Спасибо. Очень интересно и полезно. А вы не пробовали запланировать эксперимент ( по типу экспериментальной экономики) в социальную сеть?

  11. Апрель 28, 2015 в 9:37 дп

    Я провожу Международную научно-практическую интернет-конференцию
    Актуальные вопросы исследования социальной сети — и очень хотел бы как пригласить Вас к участию, так и лично Д.А. Губанова. Был бы признателен за контакт
    https://c-academic.ru/conference/99/

  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: